ПРЕДМЕТНО  ОРИЕНТИРОВАННЫЙ  ЭЛЕКТИВНЫЙ  ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ  КУРС  ПО  ИНФОРМАТИКЕ

 «АЛГЕБРА  ЛОГИКИ».    

 

Пояснительная записка.

 

         Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (3 четверть) посвящен одной из основных тем информатики - алгебре логики. В курсе информатики ученики 10-11 классов с большим интересом и пониманием решают задачи по этой теме.

         К сожалению, на изучение этой темы отводится мало часов, трудно поддержать интерес учащихся из-за ограниченности приобретенных знаний. А важные законы алгебры логики, необходимые для решения задач различными способами не всегда рассматриваются в полном объеме. Кроме того, мало времени уделяется на упрощение логических формул и составление таблицы истинности.

         Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них формулы и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).

         Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно давать все случаи решения логической задачи: табличный, рассуждением, средствами алгебры логики. В другой учитель может сузить требования и рассмотреть только табличный способ.

         Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.

         Программа содержит три блока, связанные единой идеей, в тоже время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня математической подготовки класса может использовать все блоки или любой из них.

         Первый блок введение: 2 часа. Введение новых понятий, которые будут использоваться для дальнейших объяснений, доказательств и построений таблиц истинности.

         Второй блок: 5 часов. Цель: научить строить таблицы истинности, упрощать логические формулы. В зависимости от уровня подготовки класса, на упрощение логических формул может быть отведено одно занятие.

         Третий блок: 5 часов.  Цель: научить решать логические задачи различными методами. Показать их практическую значимость и выявить учащихся с конструктивным мышлением.

         На изучение трех блоков отводится 10 часов, из них 1 час на определение успешность усвоения материала. Учитывая важность темы для дальнейшего изучения можно потратить 14 часов.

         Практика показала, что с большей пользой проходят уроки "общения", на которых еще раз разбираются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках каждый ученик побывает в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте.

         Еще один час можно провести в виде контрольной работы, зачета или другой формы по выбору учителя.

 

Учебно-тематический план.

1 час в неделю (3 четверть, 10 недель)

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

1

Введение

-         что такое алгебра логики;

-         связь между алгеброй логики и двоичным кодированием;

-         логические элементы компьютера.

2

Собеседование с учащимися

2

Законы алгебры логики

-         таблица истинности

-         упрощение логических формул

3

Составление справочных таблиц

3

Логические задачи

-         решение табличным способом

-         решение с помощью рассуждений

-         решение с помощью законов алгебры логики

5

Урок самооценки и оценки товарищей. Зачет, контрольная работа и др.

Содержание программы.

Тема 1. Введение.

         На первом занятии учащимся сообщается цель и значение элективного курса, систематизируются знания учащихся о системах счисления, вводятся понятия алгебры логики. В результате учащиеся получают необходимые знания, расширяющие пласт посильных им задач.

 

Тема 2. Законы алгебры логики.

         Последовательность заданий построена так, что при определенной организации учебного процесса школьники будут приобщаться к исследовательской деятельности и, может быть, сами формулировать новые свойства. Поэтому полезно выделять время для индивидуальной работы учащихся.

         Применение полученных знаний к практике решения задач полезно организовать в малых группах. Лучшему осмыслению учебного материала послужит составление справочной таблицы, озвучивая которую, учащиеся оценят себя и своего товарища.

 

Тема 3. Логические задачи.

         Содержание заключительной темы курса рассчитано на повышение учебной мотивации за счет нетрадиционных заданий, имеющих практическую ценность.

         Два последних занятия желательно провести в форме соревнования между группами, предложив им задания с указаниями.

 

Литература для учащихся.

 

1.     Шауцукова Л.З. "Информатика 10-11", М.:Просвещение.

 

Литература по методике преподавания курса.

 

1.     Шауцукова Л.З. "Информатика 10-11", М.:Просвещение.

2.     Угринович Н.Д. "Информатика и информационные технологии 10-11", М.:ЛБЗ.

3.     Хаширова Т.Ю. "Информатика: задачи и упражнения", Нальчик, 1985.

НА  ОГЛАВЛЕНИЕ          НА  ГЛАВНУЮ              ДАЛЕЕ

Hosted by uCoz