ПРЕДМЕТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ
«АЛГЕБРА ЛОГИКИ».
Пояснительная записка.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (3 четверть) посвящен одной из основных тем информатики - алгебре логики. В курсе информатики ученики 10-11 классов с большим интересом и пониманием решают задачи по этой теме.
К сожалению, на изучение этой темы отводится мало часов, трудно поддержать интерес учащихся из-за ограниченности приобретенных знаний. А важные законы алгебры логики, необходимые для решения задач различными способами не всегда рассматриваются в полном объеме. Кроме того, мало времени уделяется на упрощение логических формул и составление таблицы истинности.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них формулы и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно давать все случаи решения логической задачи: табличный, рассуждением, средствами алгебры логики. В другой учитель может сузить требования и рассмотреть только табличный способ.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Программа содержит три блока, связанные единой идеей, в тоже время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня математической подготовки класса может использовать все блоки или любой из них.
Первый блок введение: 2 часа. Введение новых понятий, которые будут использоваться для дальнейших объяснений, доказательств и построений таблиц истинности.
Второй блок: 5 часов. Цель: научить строить таблицы истинности, упрощать логические формулы. В зависимости от уровня подготовки класса, на упрощение логических формул может быть отведено одно занятие.
Третий блок: 5 часов. Цель: научить решать логические задачи различными методами. Показать их практическую значимость и выявить учащихся с конструктивным мышлением.
На изучение трех блоков отводится 10 часов, из них 1 час на определение успешность усвоения материала. Учитывая важность темы для дальнейшего изучения можно потратить 14 часов.
Практика показала, что с большей пользой проходят уроки "общения", на которых еще раз разбираются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках каждый ученик побывает в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте.
Еще один час можно провести в виде контрольной работы, зачета или другой формы по выбору учителя.
Учебно-тематический план.
1 час в неделю (3 четверть, 10 недель)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Форма контроля |
1 |
Введение - что такое алгебра логики; - связь между алгеброй логики и двоичным кодированием; - логические элементы компьютера. |
2 |
Собеседование с учащимися |
2 |
Законы алгебры логики - таблица истинности - упрощение логических формул |
3 |
Составление справочных таблиц |
3 |
Логические задачи - решение табличным способом - решение с помощью рассуждений - решение с помощью законов алгебры логики |
5 |
Урок самооценки и оценки товарищей. Зачет, контрольная работа и др. |
Содержание программы.
Тема 1. Введение.
На первом занятии учащимся сообщается цель и значение элективного курса, систематизируются знания учащихся о системах счисления, вводятся понятия алгебры логики. В результате учащиеся получают необходимые знания, расширяющие пласт посильных им задач.
Тема 2. Законы алгебры логики.
Последовательность заданий построена так, что при определенной организации учебного процесса школьники будут приобщаться к исследовательской деятельности и, может быть, сами формулировать новые свойства. Поэтому полезно выделять время для индивидуальной работы учащихся.
Применение полученных знаний к практике решения задач полезно организовать в малых группах. Лучшему осмыслению учебного материала послужит составление справочной таблицы, озвучивая которую, учащиеся оценят себя и своего товарища.
Тема 3. Логические задачи.
Содержание заключительной темы курса рассчитано на повышение учебной мотивации за счет нетрадиционных заданий, имеющих практическую ценность.
Два последних занятия желательно провести в форме соревнования между группами, предложив им задания с указаниями.
Литература для учащихся.
1. Шауцукова Л.З. "Информатика 10-11", М.:Просвещение.
Литература по методике преподавания курса.
1. Шауцукова Л.З. "Информатика 10-11", М.:Просвещение.
2. Угринович Н.Д. "Информатика и информационные технологии 10-11", М.:ЛБЗ.
3.
Хаширова Т.Ю. "Информатика: задачи и упражнения", Нальчик, 1985.